Банки попросили ЦБ упростить «антиотмывочный» закон

Анна Коваленко 22.10.2019 12:55 | Экономика и политика 29
фото отсюда

Банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие участники рынка предложили ЦБ отменить 27 «устаревших» норм, связанных с исполнением антиотмывочного закона, пишет РБК. Повод — регуляторная гильотина премьера Дмитрия Медведева: регулятор просил участников дать предложения, а теперь их получил. ЦБ изучит, но вряд ли учтет все просьбы бизнеса: часть предложений направлена только на упрощение жизни финансовых организаций, говорят эксперты.

Детали. В сентябре Банк России предложил финансовым организациям написать, какие регуляторные нормы избыточны или устарели. Обработать поступившие предложения и сформулировать свои ЦБ хочет к концу 2019 года.

  • Всего участники рынка обнаружили 27 проблемных норм. Они не затрагивают сути «антиотмывочного» закона 115-ФЗ, касаясь в основном идентификации клиентов и набора необходимых документов.
  • Среди предложений бизнеса — разрешить банкам не запрашивать у иностранцев миграционные карты или разрешения на пребывание в России, вывести из-под действия «антиотмывочного» закона инвестсоветников и страховые компании, которые не занимаются страхованием жизни, а также установить минимальную сумму транзакции, когда организации могут не устанавливать бенефициара финансовой операции. Страховщики хотят, чтобы им разрешили не идентифицировать клиента при выплатах до 100 тыс. рублей  (сейчас порог 15 тыс. рублей).
  • Обязанность устанавливать наличие разрешения на пребывание в России — непрофильная задача банков, а устанавливать бенефициара финансовой операции необязательно, например, если клиент оплачивает учебу ребенка или коммунальные квитанции родственников, объясняет бизнес.
Мы делали главные деловые СМИ страны, теперь делаем лучше — подпишитесь на The Bell.

Что дальше.  Банк России вряд ли учтет все просьбы бизнеса, считает директор департамента внутреннего аудита и управления рисками ФБК Роман Кенигсберг. Спрос на «регуляторную гильотину» в этой области очень велик, но, помимо прочего, банки не прочь сэкономить на комплаенс-контроле. Проблема в том, что эта область регулируется не только ЦБ и российскими законами, но и транснациональными требованиями, объясняет эксперт.

  • Например, с 2003 года Россия входит в международную Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). «Российские ведомства и надзорные органы должны выполнять требования организации, чтобы минимизировать риски на страну. Если мы начинаем ослаблять процедуры, это может негативно сказаться при следующей проверке по линии FATF», — добавляет Кенигсберг.
  • Рекомендациям FATF соответствует, например, предложение Всероссийского союза страховщиков убрать из числа субъектов «антиотмывочного» закона страховые компании, не занимающиеся страхованием жизни.
  • Банк России также готов частично взять на себя функции по оценке благонадежности банковских клиентов. Для этого регулятор разрабатывает специальную платформу, которая должна помочь банкам корректнее судить о характере операций юрлиц и разделить российские компании на группы по принципу «светофора»: красную, желтую и зеленую. Сроки реализации проекта ЦБ не обозначает.

Контекст. «Гильотина» для финансового рынка — калька проекта правительства. Только к концу 2019 года глава правительства Дмитрий Медведев поручил упразднить свыше 20 тыс. нормативных актов времен СССР и РСФСР. Всего в России действуют около 2 млн видов требований и 221 вид контроля. Регуляторная гильотина позволит сократить их число вдвое, оценивал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. В октябре 2016 года Медведев оценивал потери бизнеса из-за неэффективного контроля в 5% ВВП, обещая сократить их к 2018 году на 20%, а к 2024 году — на 50%.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора